Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со
стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями,
последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и
вызывающее необходимость его социальной защиты (ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N
181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации")
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности
или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и
заниматься трудовой деятельностью. В зависимости
от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности
лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в
возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом
устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 1
Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации")
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством
экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих
инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений
жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами
возможностей участия в жизни общества (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред.
от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации")
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии
инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за
исключением пенсионного обеспечения (ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред.
от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации")
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) - признание лица инвалидом и определение в
установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной
защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности,
вызванных стойким расстройством функций организма. МСЭ осуществляется
исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа
клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических
данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев,
разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
социальной защиты населения (ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред.
от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации")
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного
восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной
и иной деятельности.
Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности.
Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на
устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности
инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной
независимости и интеграцию в общество. Основные направления реабилитации и
абилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию,
реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное
лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование,
профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на
специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую,
социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную
реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия,
спорт. Реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов
предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации,
создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к
объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования
средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и
членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов (ст. 9
Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации")
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий,
включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации
медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на
восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование,
восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных
видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут
при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации
или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по
реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации
индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма
определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере социальной защиты населения. (ст.
11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации") Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст.2 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г.).
Психолого-медико-педагогическая комиссия создается в целях
своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом
развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного
психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам
обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или
изменения ранее данных рекомендаций (п. 2 Положения о психолого-медико-педагогической
комиссии, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 г. №1082)
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п.27 ст.2 Федерального закона 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" от 29.12.2012 г.).
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития,
индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2 Федерального закона 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г.).
Специальные условия для получения образования
обучающимися с ОВЗ - условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в
себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (п.3 ст.79 Федерального закона 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г.).
Дефект развития
(недостаток) —
физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального
развития. Основные виды дефектов: нарушения зрения, слуха, двигательные
нарушения, нарушения психики, речи. Встречаются сложные дефекты, например:
нарушения слуха и зрения (слепоглухонемые дети) (Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика
и специальная психология: Словарь: Учебное пособие. Издание 4-е, переработанное
и дополненное. - Санкт-Петербург, 2006).
Педагогическая
запущенность —
отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и
обучения (Новоторцева
Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное
пособие. Издание 4-е, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург, 2006).
Психический недостаток — временный или постоянный
недостаток в развитии и (или) функционировании психики человека, включая
сенсорные нарушения, аутизм, умственную отсталость и специфические трудности в
обучении, подтвержденный в установленном порядке (Новоторцева Н. В. Коррекционная педагогика
и специальная психология: Словарь: Учебное пособие. Издание 4-е, переработанное
и дополненное. - Санкт-Петербург, 2006).
Сложный дефект — сочетание двух и более дефектов
развития, которое представляет собой не просто сумму дефектов, а является
качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от его составляющих
(Новоторцева
Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное
пособие. Издание 4-е, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург, 2006).
Фактор риска — различные условия внешней и
внутренней среды организма, способствующие развитию патологических состояний (Новоторцева Н.
В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное пособие.
Издание 4-е, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург, 2006).
Физический недостаток — временный или постоянный
недостаток в развитии и (или) функционировании органа (органов) тела человека,
подтвержденный в установленном порядке, а также соматическое или инфекционное
заболевание, подтвержденное в установленном порядке и требующее длительного
лечения (Новоторцева
Н. В. Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учебное
пособие. Издание 4-е, переработанное и дополненное. - Санкт-Петербург, 2006).
Дети с трудностями в обучении - дети, испытывающие в силу различных биологических
и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при
отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха,
зрения, речи, двигательной сферы. У детей данной группы педагоги и психологи
отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе (интеллектуальную,
эмоциональную и социальную). В указанную категорию не входят дети, которые не
усваивают массовые программы в силу выраженных отклонений в развитии
(умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной
сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма) (Шевченко С. Г.
Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты:
Методическое пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. –
Москва. – ВЛАДОС, 2001)